Спецэлектромонтаж

От лучшего качества выигрывают все,
От плохого качества проигрывает каждый

Э. Деминг

Описание СМИС-ТК

«Система мониторинга инженерных систем – транспортный комплекс» (далее - СМИС-ТК) – это программно-аппаратный комплекс, разработанный специалистами ООО «Проектное бюро» для применения на объектах транспортной инфраструктуры, относящихся к категории потенциально опасных объектов, являющихся местами массового пребывания людей или имеющих высокую социальную и иную значимость в аспекте обеспечения безопасности. СМИС-ТК является элементом информационно-аналитического обеспечения функций управления процессами обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Главной задачей, решаемой СМИС-ТК, является своевременное информирование дежурно-диспетчерских служб о возможности и факте возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций (ЧС), их развитии.

Цель создания СМИС-ТК

Обеспечение гарантированной устойчивости функционирования объекта транспортной инфраструктуры, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, в том числе актов незаконного вмешательства террористической направленности, за счет непрерывного автоматизированного контроля параметров технологических процессов, процессов обеспечения функционирования объекта и аналитической обработки полученной информации.

Задачи СМИС-ТК:

  • непрерывный мониторинг параметров инженерных систем объекта (прежде всего систем безопасности и жизнеобеспечения);
  • документирование и регистрация аварийных ситуаций и действий диспетчерских, аварийных и технических служб объекта;
  • формирование и передача информации о прогнозе и факте чрезвычайных ситуаций, в том числе, вызванных террористическими актами, в Единую дежурно-диспетчерскую службу города (ЕДДС – орган повседневного управления местной (городской) подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), пунктами сбора информации могут быть: ЦОУ - Центр обработки и управления, ЦУКС - Центр управления в кризисных ситуациях) и ЦДП – центральный диспетчерский пункт объекта транспортной инфраструктуры;
  • автоматизированное оповещение сотрудников объекта транспортной инфраструктуры: дежурно-диспетчерских, технических служб, служб безопасности, ответственных должностных лиц при необходимости выполнения своевременных действий по предотвращению и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций (ЧС), пожаров, актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности;
  • обеспечение автоматизированного выполнения алгоритмов управления инженерными системами объекта с целью предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе вызванных террористическими актами, предусматривающих комплексную и взаимосвязанную работу систем.

Архитектура СМИС-ТК.

Рис. 1 Архитектура СМИС-ТК.

Источниками данных для СМИС-ТК служат инженерные системы объекта транспортной инфраструктуры. Для сбора данных от каждой из инженерных систем служит адаптер, который одновременно производит первичную обработку полученных данных – распознавание для преобразования к формату записи в базу данных мониторинга инженерных систем СМИС-ТК.

Функцию интеграционной шины на уровне сбора и первичной обработки информации выполняет программный модуль, который контролирует получение данных от источников, записью и считыванием информации в базы данных СМИС-ТК.

Данные из базы данных мониторинга инженерных систем СМИС-ТК используются сервисами СМИС-ТК. Сервисы СМИС-ТК разделены на два уровня – базовые и аналитические. Базовые сервисы в работе используют внутренние данные системы, основной задачей базовых сервисов является формирование и предоставление информации для пользователей СМИС‑ТК.

Внутренними пользователями СМИС-ТК являются диспетчерские службы, подразделения технического обслуживания и администрация объекта транспортной инфраструктуры, такие как: Центральный диспетчерский пункт объекта (ЦДП), автоматизированные рабочие места (АРМ) технических и эксплуатационных служб.

Внешними пользователями СМИС-ТК являются пункты сбора и обработки информации Единой дежурно-диспетчерской службы города (ЕДДС) и другие государственные информационные системы в соответствии с нормативно-правовыми требованиями федерального и территориального уровней. 

Аналитические сервисы могут использовать информацию от внешних информационных систем и результаты работы базовых сервисов, наличие верхнего уровня сервисов особенно актуально при реализации СМИС-ТК в рамках предприятия, объединяющего территориально-распределенные объекты транспортной инфраструктуры. На уровне аналитических сервисов возможно реализовать сложные аналитические алгоритмы обработки с использованием облачных вычислений.

Рис. 2 Модель информационных потоков СМИС-ТК.

Структура программно-аппаратного комплекса СМИС-ТК состоит из следующих составляющих:

  • подсистема сбора информации и внутренней интеграции;
  • подсистема обработки информации и внешней интеграции;
  • подсистема хранения информации;
  • подсистема защиты информации.

Подсистема сбора информации и внутренней интеграции включает в себя набор адаптеров для сбора информации от инженерных систем, интеграционную шину для записи собранной информации в базу данных и обмена информацией между сервисами и базами данных.

Подсистема обработки информации и внешней интеграции состоит из набора программных сервисов обработки информации, включая пространственную визуализацию и внешнюю интеграцию (адаптеры для передачи информации пользователям СМИС-ТК).

Подсистема хранения информации состоит из базы данных мониторинга инженерных систем (БД СМИС-ТК), базы данных справочной информации – базы справочников (БС СМИС-ТК) и базы знаний, содержащей результаты работы программных сервисов – аналитические и статистические выборки данных, отчеты, прогнозы и другую информацию (БЗ СМИС-ТК).

Подсистема защиты информации представляет собой набор программных и аппаратных средств, регулирующих права пользователей системы и обеспечивающих защиту всех компонентов системы от несанкционированного доступа.

Рис. 3 Структура СМИС-ТК.

Нормативно-правовая база СМИС-ТК.

В качестве базового документа для разработки СМИС-ТК был использован ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования». Принимая во внимание необходимость применения комплексного подхода к решению вопросов обеспечения безопасности, разработчиками СМИС-ТК были учтены требования объемного перечня нормативно-правовых документов, определяющих требования к обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры:

  1. Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  3. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12. 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
  5. Совместный приказ Минтранса РФ, ФСБ РФ, МВД РФ от 05.03.2010 № 52/ 112/ 134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств»;
  6. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2011 года № 40 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта»;
  7. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2011 года № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства»;
  8. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2011 года № 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта»
  9. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08 февраля 2011 года № 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта»
  10. Постановление Правительства Москвы от 06.05.2008 № 375-ПП «О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы»;
  11. Постановление Правительства Москвы от 18.05.2004 № 320-ПП «О мониторинге состояния строительных конструкций большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений, строящихся и эксплуатируемых в городе Москве»;
  12. «Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально-опасных объектах, зданиях и сооружениях», МЧС России 2003;
  13. «Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения». МЧС России, М., 2008;
  14. Распоряжение Правительства Москвы от 29.12.2005 № 2683-РП «Об организации работы по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности высотных зданий и сооружений города Москвы» (с изменениями);
  15. «Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по реализации требований ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений». «Требования к техническим средствам и системам комплексного обеспечения безопасности, автоматизации и связи многофункциональных высотных зданий и комплексов».

Разработка документационного обеспечения СМИС-ТК проведена в соответствии с действующими российскими стандартами в области информационных технологий, учтена рекомендуемая специальная терминология. Ниже приведен перечень нормативных документов использованных при создании СМИС-ТК:

  1. ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания».
  2. ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы».
  3. ГОСТ 34.003-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения».
  4. ГОСТ Р 22.0.05-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения».
  5. ГОСТ Р 21.1101-2009 «Система проектной документации строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».
  6. ГОСТ Р 22.0.04-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения».
  7. ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения».
  8. РД 50-680-88 «Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения».
  9. РД 50-34.698-90 «Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов».

Опыт проектирования, разработки и внедрения подтверждается свидетельствами Роспатента, сертификационных органов, согласованием МЧС, а так же рекомендательными псьмами.